Пересечение параллелей

ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

Куда катилась страна советов в начале 80-х, помнят все. Пока один за другим умирали партийные вожди, расцвёл махровым цветом андерграунд, и родился новый советский киноавангард — первый киноавангард со времён революционных 20-х. Имена новых эйзенштейнов и довженко — Игорь и Глеб Алейниковы, Дебил, Юфа и Юхананов. Они кинолюбители, но делают свои фильмы вне системы киноклубов, рискуют загреметь в диссиденты. Они называют себя режиссёрами параллельного кино.
       Название придумал Игорь Алейников — признанный теоретик и лидер нового кинодвижения. В 1986 году он записывал в своем дневнике: «Существование параллельного кино объяснимо прежде всего спросом на него. Вполне нормально, что и среди ста миллионов советских кинозрителей найдётся несколько миллионов людей, которым тошно смотреть на кондово-официальные поделки и на неумело сработанные жанровые фильмы. Существует устойчивая группа зрителей параллельного кино. В социальном плане — это широкая группа. И говорить об элитарности параллельного кино, ущемляя классовые интересы, идеологически неверно.»
        Параллельное кино можно назвать по-годаровски — «фильмом, найденным на свалке». Впрочем, после первого фестиваля параллельного кино, состоявшегося в 1987-ом, это уже не фильмы, а целая кинематография. Самые разные кинообъединения («Мжалалафильм», «Север», «Че-паев») и стилистические направления («медленное видео» Бориса Юхананова, «новое дикое кино» Евгения Кондратьева, «некрореализм» Евгения Юфита) радуют зрителей всем, чем только могут: от некрофилии и антисоветчины до клоунады и медитации. Одни только братья Алейниковы экспериментировали одновременно с анимацией и документалистикой, с соцартом и постмодерном.
        В год, когда параллельное кино заявило о своем существовании, Игорь Алейников писал: «У нас щедрое государство. Кто только не снимает кино: чилийские эмигранты, артисты Большого театра, Алла Пугачёва, выпускники ВГИКа, а я считаю, что кино должны снимать сумасшедшие.» А спустя пять лет он тоже получил возможность снимать кино в системе официального кино. И братья Алейниковы пригласили всех своих друзей-соратников сняться в фильме «Тракитористы-2», полнометражном ремейке советского кинохита 30-х годов. К тому моменту само советское кино уже превратилось в фантом.
        В «Трактористах-2» параллельщики сыграли самих себя — подозрительных маргиналов, героев безгеройного времени, бандитов с большой дороги кино. И вот уже девять лет они мчатся по этой большой дороге с «Кодаком» вместо «Свемы», с «Арифлексом» вместо «Красногорска», с цифровым видео вместо VHS. Их путь проходит теперь параллельно узкоколейке параллельного кино. Впрочем, всем известно, что параллели пересекаются… если это кому-то нужно.

ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

В мае 2001 года параллельщики Глеб Алейников и Борис Юхананов рассказывали нашей программе о параллельном кино, возможно снова почувствовав себя героями фильма «Борис и Глеб», снятого братьями Алейниковыми в 1988 году.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

Глеб АЛЕЙНИКОВ
Родился в Грозном в 1966 году. Живет и работает в Москве. Окончил Московский Инженерно-Строительный Институт. Кинорежиссер. Занимается живописью с 1978 года, с 1984 года принимает участие в перформансах и акциях московских художников. С 1988 года преподает в Мастерской Индивидуальной Режиссуры. Сценарист, автор кинокритических статей в журнале CINE FANTOM. С 1994 года директор Бюро Братьев Алейниковых.

Борис ЮХАНАНОВ
Родился в Москве в 1957 году. Окончил Воронежский Театральный Институт и ГИТИС. В 1984 году создал первую независимую театральную группу ТЕАТР-ТЕАТР. Основатель теории Медленного Видео. Автор критических и культурологических статей журнала CINE FANTOM. 1988 — Создатель и художественный руководитель Мастерской Индивидуальной Режиссуры.

Борис Юхананов и Глеб Алейников: «экзальтированное общение о предмете кино»
Our Sponsors
115 queries in 1,699/1,699 sec, 13.67MB
Яндекс.Метрика