зАиБи

«зАиБи» расшифровывается как «За Анонимное и Бесплатное искусство»

Юрий ПОПОВСКИЙ и Олег КИРЕЕВ
«зАиБи»

«зАиБи» расшифровывается как «За Анонимное и Бесплатное искусство». Группа, выступающая под этим лозунгом, возникла в начале 90-х годов и активно действовала в актуальных околохудожественных формах до 2000 года. «зАиБи» известна своими афористичными лозунгами («НИКОГДА НЕ СПИ! НИЧЕГО НЕ ЕШЬ! ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НЕ БЫВАЕТ! ДЕЛАЙ САМ! ДЕЛАЙ БЕЗ НАС! ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!»), радикальными аудио- и видеоработами и уличными акциями: музыкальными выступлениями, «рейдами» и «стрит-пати» в рядах «краснознаменных оппозиционных колонн».

Леворадикальный художник Анатолий Осмоловский писал о «зАиБи»: «Эта группа сейчас является наименее известным и наиболее интересным феноменом, относящимся и к области современной (актуальной) культуры, и к области политики, и радикально отвергающим правила, по которым предлагается вести деятельность в этих областях. Инициаторы деятельности группы исходят из того изумительно простого постулата, что каждому человеку присущ ПТИ (Первичный Творческий Импульс) и каждый может реализовывать его в повседневной жизни, в любой деятельности, будь это даже исполнение работы (например, рабочего или милиционера) или просто мытье рук. Творчество, которое осуществляют таким образом все люди, называется Анонимным и Бесплатным Искусством: никто не просит и не платит за него денег, никто не знает имен его создателей (песни пьяного ночью на улице, игра ребенка, мороз на стекле). То же «искусство», которое носит это название в существующем обществе, приватизировало права на «Творческий Импульс», требует за него денег и ограничивает возможности его распространения с помощью механизма авторских прав. В требовании «творческой свободы» зАиБИ присоединяется к анархизму, в критике общества, отчуждающего Творческий Импульс, — к марксистской традиции.»

Группа «зАиБи» — автор андеграундных, «параллельных фильмов» и видеоарта. Основной кинопринцип «зАиБи» — создание фильма из ничего. Так «Как бы фильм» был сделан из «двух полос газетной бумаги и целлулоида с нацарапанным посланием, обрывков диафильмов и испорченной при проявке любительской кинопленки. Этого вполне достаточно для того, чтобы смутное желание «делать кино» вполне осуществилось».

Кроме «Как бы фильм» (1998), самые знаменитые работы «зАиБи» — это «сериал» «Ленин и Сталин» (часть 1. «Жили-были», 1991-1998; часть 2. «Нечаянно», 1998; часть 3. «Посылка с чачей», 2000) и «Летающие лягушки» (1997-98), о которых можно говорить, как о видеоманифесте группы «За Анонимное и Бесплатное искусство».

В 2001 г. творческая группа «зАиБи» заявила о самороспуске.

 

о «зАиБи» беседуют:

Юрий Поповский
Один из создателей, лидеров и вдохновителей группы «За Анонимное и Бесплатное искусство», ныне хранитель архива «зАиБи». В силу его анонимности и бесплатности дополнительную информацию о нём мы предоставить не можем.

Олег Киреев
Арт-критик, публицист. Родился в 1975 году.

  • 1992-1996 — учился на историко-филологическом факультете Российского Государственного Гуманитарного Университета, отделение филология, специальность германистика; стажировался в Ruhr-Universitaet, Бохум, Германия;
  • 1996-1998 — заместитель главного редактора журнала «Радек»;
  • осень 1997 — работал как художественный обозреватель в газете «Русский телеграф»;
  • 1997-1999 — автор публикаций по искусству и социологии искусства в российских средствах массовой информации («Независимой газете», «Русском журнале», «Художественном журнале» и др.), и зарубежных изданиях (журналах «Siksi», «Flash art», газете «Green pepper», сборнике «Syndicate reader» и др.); участник международных конференций и семинаров по медиа-культуре и политике (конференции «Shaking hands & making conflicts», Стокгольм, семинара GGG, Табор, конференций сети Syndicate в Скопье и Будапеште, и др.); выступал с лекциями по искусству и медиа-культуре в Стокгольме, Гетеборге, Париже, Констанце, Туле, Воронеже;
  • С 1998 — куратор электронного проекта mailradek;
  • 1998-1999 — участник кампаний гражданского сопротивления «Против всех партий», «Kein mensch ist illegal», «Антиядерная кампания», организатор ряда медиа-политических акций («Баррикада на Большой Никитской», май 1998, Seifenblasen als Avantgarde der Oekonomie, Кельн, 1998, «Секс, деньги, власть», Москва, июнь 1999, Антиядерный лагерь около Воронежской АЭС, август 1999, и др.); участие в проекте «Beyond time shelter» в Новосибирске; публикации по искусству и политике в российских СМИ и альтернативных изданиях («Радек», «Трава и воля», «Автоном» и др.)
  • Декабрь 1999 — участник кампании гражданского сопротивления «Против всех партий», организатор нескольких акций кампании, подготовил к изданию коллективный сборник «Против всех партий».
  • Апрель 2000 — участие в выставке «Sapiens/sapiens» немецкого художника Игоря Захарова-Росса в Palais des Nations в Женеве, пресс-конференция в пресс-центре Palais des Nations по проблеме политических репрессий в России (прошла в первый день после президентских выборов).
  • 2000-2001 — публикации в журналах «Mute», «Capital perspective» и др.; кураторство электронного проекта mailgetto.
  • 2001 — начало проекта «гетто», включающего культурно-политический сайт, электронную рассылку и издательскую деятельность; подготовка к изданию коллективного сборника «Против всех П».
  • Ныне статьи О. Киреева следует искать на сайте www.getto.rema.ru
Юрий Поповский и Олег Киреев: «зАиБи»
Our Sponsors
115 queries in 1,477/1,477 sec, 22.32MB
Яндекс.Метрика