Reviews

Обзор «Una Vita Difficile»: жизнь приходит к вам быстро

«Una Vita Difficile» («Трудная жизнь») охватывает почти два десятилетия итальянской истории, от партизанских сражений с немецкими оккупантами после падения Муссолини до экономического бума 1960-х годов. Это фильм — выпущенный в Италии в 1961 году и только сейчас пробившийся на экраны Северной Америки — о множестве замечательных и неприятных вещей, включая любовь, честь, деньги, кино, политику и замечательный подбородок Альберто Сорди.

Наиболее очевидно и пронзительно, речь идет об опыте времени: как летят месяцы и тянутся часы; как жизнь меняется сразу и не совсем; как надежда превращается в сожаление. Рассмотрим всего два небольших запоминающихся момента, которые также могут служить свидетельством мудрости и изобретательности Дино Ризидиректор.

В конце ранней сцены на старой мельнице у озера Комо взгляд камеры останавливается на неповрежденной ветчине, подвешенной к стропилу над неиспользуемой кроватью. Изображение тускнеет, и в следующем кадре обглоданная кость — все, что осталось от ветчины — нависает над кроватью, которую сейчас занимают Елена (Леа Массари), дочь трактирщика, и Сильвио (Сорди, его подбородок временно бородатый), борец-антифашист. Целая история любви развернулась в нарезке мяса и склеивании пленки, ухаживании и свершении в мгновение ока.

Несколько лет спустя война окончена, Елена беременна, и они с Сильвио проживают в Риме, где он пишет для левой газеты. Они сталкиваются с таким-то аристократом из родного города Елены на севере и оказываются приглашенными на официальный обед, устроенный стойкими приверженцами старого роялистского ордена. Это день референдума, который отменить монархию и сделать Италию республикой. Когда по радио приходят новости о результатах голосования, представители наследственной элиты теряют аппетит и отходят от стола, оставляя Сильвио и Елену, единственных антимонархистов на вечеринке, с тарелками, заваленными макаронами и фрикадельками. . Они тосты за светлое демократическое будущее.

Иногда история ломается в их пользу: любовь, доблесть и салюми в горах; демократия и pappardelle в столице. Но фильм, звездный образец итальянская комедия истинным маэстро формы, не зря называется «Трудная жизнь». Все идет не так, как планировалось, и неуемное веселье Сильвио не идет ни в какое сравнение с приливами и течениями послевоенной Италии. (Недавно отреставрированная версия, открывающаяся на Кинофоруме на этой неделе, содержит полезную вступительную заметку с указанием важных дат и событий). Первые годы Республики приносят трудности, разочарования и унижения.

Сильвио, как и Сорди, коренной римлянин с большим сердцем и громким голосом, не совсем похож на трагическую фигуру. В конце концов, это комедия, и даже в самых смелых его проявлениях он не высечен из героической крови. Елена, человек высокого достоинства и утомительной нежности, проявляет большее мужество, когда она пронзает железом голову немецкому солдату, и, возможно, большую стойкость, когда она вместе переносит несчастья их жизни.

В некоторых из них виноват Сильвио. В некоторых можно обвинить Елену и ее накрахмаленную мать (Лину Валонги), которые отталкивают Сильвио от журналистики и политики к респектабельной карьере архитектора, для которой он совершенно не подходит. Но более глубокий источник его трудностей и пафоса, который преследует комедию, кроется в обществе, которое, по-видимому, решительно настроено предать свои собственные традиции и ценности. Политические репрессии, бездумное потребительство и ужесточение классовых различий угрожают счастью Сильвио и лишают его любви Елены.

Сорди был одной из крупнейших кинозвезд Италии в годы бума — он снялся в «Иль Бум» (1963), окончательная сатира Витторио Де Сики на искаженные ценности эпохи, хотя и не так всемирно известная, как некоторые из его соотечественников. Он был изумительным парадоксом: отчужденный обыватель, величественный шут, олицетворение заурядного итальянца, которому, с одной стороны, угрожал современный материализм, а с другой — корковое наследие феодализма и фашизма.

Одному человеку — или одному фильму — приходится справляться со многими проблемами, и более плавная и острая версия той же истории могла бы быть рассказана с другим актером в центре, более замкнутым, психологически утонченным исполнителем. Но несоразмерность, которую Сорди привносит в эту роль, важна для аргумента Ризи, а именно, что Сильвио не соответствует масштабу своего времени. Он одновременно слишком велик и слишком скромен, слишком прост в своих потребностях и слишком непослушен в том, как он их выражает.

Сразу после «Una Vita Difficile» Ризи сделала «Иль Сорпассо», дорожная комедия с Жаном-Луи Трентиньяном и Витторио Гассманом в главных ролях, давно считающаяся классикой. Оригинальное английское название этого фильма было «Легкая жизнь». Федерико Феллини «Сладкая жизнь» («Сладкая жизнь») относится к тому же периоду. Столько жизни! Все эти фильмы пульсируют одышкой и дезориентацией страны, которая одновременно борется с прошлым и мчится к запутанному будущему. «Una Vita Difficile» принадлежит их компании. Он также выступает сам по себе как буйное плохое время, вечеринка жалости, которая не имеет никакого отношения к тому, чтобы быть такой веселой.

Una Vita Difficile
Без рейтинга. На итальянском языке с субтитрами. Продолжительность: 1 час 58 минут. В театрах.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/02/02/movies/una-vita-difficile-review.html

Рецензия на «Слепой, который не хотел смотреть Титаник»: как в кино
Обзор «Godland»: еще один из одиноких людей Бога выходит из-под контроля (духовно)
Our Sponsors
131 queries in 2,324/2,324 sec, 15.05MB
Яндекс.Метрика