Reviews

Массивная научно-фантастическая экранизация Дени Вильнёва

В своем научно-фантастическом романе 1965 г. ДюнаФрэнк Герберт представил странный мир тысячи лет в будущем. Давным-давно избавившись от мыслящих машин, человечество вернулось к феодализму и строгому общественному контролю. Соперничающие дворянские дома управляют известной вселенной от имени императора. Умственная обусловленность и расширение разума заменили передовые технологии. Солдат учат быть боевыми машинами, а люди-компьютеры, называемые ментатами, выступают в роли придворных советников. За кулисами находятся Бене Джессерит; по всей видимости, религиозный орден, на самом деле они представляют собой циничную теневую силу, манипулирующую аристократическими родословными и создающую мифы и религии на примитивных планетах в своих собственных целях.

Без искусственного интеллекта навигация в космосе со скоростью, превышающей скорость света, стала зависеть от изменяющего сознание наркотика под названием спайс, который можно собрать только на планете Арракис, в просторечии названной Дюной, в негостеприимном пустынном мире. с гигантскими песчаными червями и недружелюбным местным населением, известным как Свободные, чье пожизненное воздействие специй дало им характерные светящиеся голубые глаза.

В сущности, вопросы, которые ставил Герберт, мало чем отличались от тех, которые ранее поднимал математик и пионер кибернетики Норберт Винер. В своих популярных книгах (в том числе влиятельных Человеческое использование человеческих существ), Винер спросил, какое общество мы можем построить, поскольку все больше и больше полагаемся на компьютеры и автоматизацию. Если бы мы представили наши технологии как человеческий низший класс, мы могли бы увидеть, что они не продвигают нас к менее стратифицированному будущему. Связанная с этим проблема заключалась в том, что мы не только разрушаем нашу планету в погоне за природными ресурсами, но и становимся зависимыми от них.

Но были и собственные вопросы Герберта о будущем религии и использовании веры как формы контроля. Эти идеи (которые Герберт продолжит исследовать в серии книг) различают Дюна как произведение научной фантастики, а не, скажем, космическое фэнтези. Тем не менее, они являются самым сложным аспектом романа для воплощения на экране. Новая изящная адаптация Дени Вильнёва сразу же улавливает галактические масштабы тысячелетней давности: гигантская архитектура, огромный космический корабль, обширные ландшафты, большие уродливые песчаные черви. Ни один другой недавний фильм не выглядел так огромный.

Здесь стоит отметить, что фактическое экранное название Вильнёвфильм Дюна: часть первая. Сценарий (написанный Вильневом, Джоном Спейтсом и Эриком Ротом) охватывает только первую половину романа Герберта, и в результате получается половина фильма. К счастью, это амбициозный проект, выполненный с той же стилистической изобретательностью, что и Вильнёв доставлен в Прибытие и Бегущий по лезвию 2049, его более ранние набеги на умную научную фантастику. Пройдя долгий путь от своих артхаусных корней, он стал одним из наших самых надежных и талантливых режиссеров саспенса и эффектов.

Тимоти Шаламе с распущенными волосами и отчужденным видом играет Пола Атрейдеса, сына герцога Лето Атрейдеса (Оскар Исаак), правителя влажной гебридской планеты Каладан. Обученный своей матерью Бене Джессерит, Джессикой (Ребекка Фергюсон), Пол обладает некоторыми многообещающими сверхчеловеческими способностями. Ему также снятся пророческие сны об Арракисе и неизвестной женщине-фрименке (Зендая). Невидимый император недавно передал клану Атридес контроль над засушливой планетой, которой десятилетиями правил жестокий, садистский Дом Харконнен, возглавляемый злодейским и часто буквально склизким бароном Владимиром Харконненом (Стеллан Скарсгард). С помощью своих верных воинов Дункана Айдахо (Джейсон Момоа) и Герни Халлека (Джош Бролин) герцог и его семья отправляются на Арракис, понимая, что их новая вотчина может оказаться ловушкой.

В то время как большинству персонажей повезло бы иметь одну мессианскую судьбу, у Павла, как мы вскоре узнаем, их две. Возможно, он Квисатц Хадерах, существо, появление которого является целью многовековой программы разведения Бене Джессерит. Или он может быть иностранным спасителем из пророчества Свободных. Некоторые фримены относятся к нему и его матери с религиозным трепетом; другие, такие как лидер фрименов Стилгар (Хавьер Бардем), настроены скептически и враждебно.

Изображение для статьи под названием Огромная Дюна смотрит в будущее и находит там классическую голливудскую эпопею.

Фото: Ворнер Браззерс.

Это, конечно, грубое упрощение сюжета, представляющего собой клубок династической политики, двойной лояльности, придворных интриг, покушений и мистических подтекстов. Вильнёв медленно излагает; требуется некоторое время, прежде чем персонажи хотя бы ступят на Арракис. Есть испытания, которые нужно пройти, слуги, которых нужно встретить, местные лидеры, которых нужно завоевать. За исключением путешествий между разными звездными системами, ничего в мире Дюна происходит мгновенно: спайс собирают колоссальные неуклюжие комбайны; власть передается в церемониях; планы заложены далеко вперед; войны в основном средневековые. В эпоху создания динамичных эффектов Вильнёв демонстрирует, что медлительность может вызывать напряжение. Это страшное приближение всепожирающего песчаного червя и жуткая угроза элитных войск, которые бесшумно спускаются для атаки.

Это не первая попытка экранизировать роман Герберта. Автор полуночных фильмов Алехандро Ходоровски в 1970-х разработал неэкранизированную (и, возможно, неэкранизируемую) адаптацию, которая позже была описана в документальном фильме. Дюна Ходоровского. В 1984 году пришел версия Дэвида Линча, который прошел через сжатую версию сюжета Герберта чуть более чем за два часа, превратив его в гротескную, причудливую космическую оперу; несмотря на его недостатки связного повествования, он остается уникальным подходом к блокбастеру и одним из самых запоминающихся и разнообразных витрин производственного дизайна той эпохи. Гораздо позже вышел телевизионный мини-сериал 2000 года, который известен в основном тем, что в нем представлены одни из самых уродливых костюмов, которые когда-либо украшали маленький экран.

Несмотря на свои очевидные таланты, Вильнёв не эзотерический психоделический путешественник типа Ходоровски или онейрический художник уровня Линча. Если что, его Дюна можно обвинить в разыгрывании истории тоже прямо, смягчая его пьянящие и странные элементы. Пытаясь отличиться от множества других визуальных интерпретаций (не только в кино и на телевидении, но и в комиксах, обложках книг, компьютерных играх и т. д.) фильм выбирает твердые поверхности и геометрию с оттенком монументального фашизма. Но есть еще много необычных достопримечательностей: самолеты-топтеры, которые персонажи используют для передвижения, напоминают боевые вертолеты, соединенные со стрекозой, а рот переработанного песчаного червя выглядит как ужасный зубастый сфинктер. (Для пуристов следует отметить, что у него по-прежнему тройная челюсть, хотя теперь он глоточный.)

Изображение для статьи под названием Огромная Дюна смотрит в будущее и находит там классическую голливудскую эпопею.

Фото: Ворнер Браззерс.

Некоторых сокращений повествования не избежать; как версия Линча, например, новый Дюна открывается расширенным описательным повествованием. Так же как и ощущение дистанции от персонажей, учитывая фаталистический сюжет исходного материала, который также заставляет разрозненные попытки легкомыслия казаться вынужденными. Но у Вильнёва есть несколько хитростей в рукаве. Актерский состав одинаково силен, и это заслуга его режиссера, что все действия — от шумного Дункана Момоа до властной Преподобной Матери Гайи Хелен Мохиам в исполнении Шарлотты Рэмплинг и до «нечеловеческих» Харконненов — правдоподобно обитают в одном и том же мире. Есть также эффективное использование флэш-форвардов; в предоставлении загадочных проблесков событий за пределами фильма (предположительно, Дюна: Часть вторая), видения Павла усиливают впечатление, что все это происходит в большем, чем человеческий масштаб, с судьбами, которые должны быть выполнены.

Здесь тоже есть некое мастерство, которым трудно не восхищаться — например, то, как Вильневу удается сбалансировать большую, насыщенную эффектами батальную сцену (которую он с апломбом режиссирует) с одновременной интригой внутри комплекса Атридесов, делая интерьер наборы большие и кавернозные. Этот дар визуального измерения является ключевым, потому что то, что Дюна предложения, несмотря на свой часто монохроматический футуризм, — это своего рода развлечение, которое было гораздо более старым товарным запасом Голливуда: это звезды и титаническое зрелище. Как ни странно, фильм похож на обновление эпоса Cinemascope, с впечатляющими перспективами, общим ощущением экзотического величия и преднамеренным темпом.

Если здесь и есть большая идея, таящаяся подобно гигантскому песчаному червю, то она касается символики власти. Это могут быть футуристические замки, традиции, фамильные гербы, верные помощники или ценный перстень с печатью герцога. Но в конечном счете сила заключается в бесконечном, необузданномспособная и в значительной степени пустынная пустыня; для того, чтобы овладеть им, вот куда вы должны пойти. Какой бы неубедительной ни была история, получившийся фильм — редкость среди слишком длинных блокбастеров последнего десятилетия с тяжелыми эффектами: на самом деле хочется, чтобы он не закончился так скоро.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.avclub.com/the-massive-dune-looks-to-the-future-and-finds-a-classi-1847860269

Джейми Ли Кертис в сиквеле Дэвида Гордона Грина
Обзор After We Fell: Ужасный наполнитель подростковой франшизы
127 queries in 1,366/1,366 sec, 14.79MB
Яндекс.Метрика