Reviews

Обзор фильма «Музыка» 2023 года: миф об Эдипе переделывается со странными результатами

Берлин: формально впечатляющий фильм Анжелы Шанелек не только завораживает, но и восхищает.

Многослойная аллегорическая головоломка,»Музыка» переосмысливает миф об Эдипе как шифр подстановки, меняя местами слова и переставляя буквы в попытке подтолкнуть знакомый текст к дальним порогам абстракции. Загадочный по форме и бескомпромиссный по замыслу, фильм, по любому стандартному определению, представляет собой сложную и сложную работу. Только, хорошо это или плохо, проект больше похож на вызов самому себе для режиссера. Анжела Шанелек — головоломка, которую легче создать, чем решить, искусно сделанный корабль Тесея в бутылке, вызывающий сдержанное восхищение процессом.

Начавшись и не заканчиваясь ни заставками, ни увертюрой, «Музыка» с самого начала берет за основу мифический регистр, открываясь общими планами далеких гор, покрытых туманом, который, вероятно, никогда не рассеивался с догомеровских времен. Само название приобретает иронический оттенок, учитывая почти полное молчание вступительного акта фильма; пока первый человеческий голос не прозвучит через полчаса, а первая мелодия не прозвучит еще через тридцать минут, нам остается перемещаться по суровому ландшафту, запечатленному в строгих композициях.

Связанный

Связанный

Подсказки контекста говорят нам, что мы находимся в Греции, хотя Греция более современная, чем современная. Как и в фильмах Алисы Рорвахер, Шанелек выстраивает вневременное недалекое прошлое, заполняя экран позавчерашней одеждой и автомобилями, технологиями года, предшествующего вашему рождению.

В конце концов, появляется новый ребенок, которого сразу же забирает местный медик и уносит из родного дома. Перебирая тысячелетие истории, напоминая вам, что это не Эдип ваших родителей, мы затем видим ребенка, которого держат за лодыжки, когда он купается в берегу реки, создавая связь с Ахиллесом, которая становится буквальной, когда Шанелек вновь представляет теперь уже выросшего мальчика через его опухшие красные пятки.

В исполнении актера и музыканта Алёши Шнайдера с надутыми губами главную роль играет Джон. В конце концов он заговорит, затем, как диктует миф, убьет, затем влюбится и женится на единственной женщине, с которой ему действительно лучше было бы не встречаться — здесь она идет Иро (Агата Боницер). Заметьте, этот аналог Иокасты явно не позиционируется как мать ее мужа. Вместо этого она представлена ​​​​как одна из женщин-охранников в мужской тюрьме, где оказывается Джон. Иро также является первым персонажем, который сформировал полное предложение и познакомил своего более позднего кавалера с красотой музыки.

Это вступление к мелодии, большая часть которой была написана канадским автором песен Дугом Тьелли, а затем исполнена на экране Шнайдером, знаменует собой самый устойчивый отход Шанелек от мифа об ее происхождении, заменяя фатализм греческой трагедии на чувство, более характерное для американского поп-радио: эта музыка может спаси свою смертную душу. Тем не менее, не ожидайте, что намеренно заумный фильм будет опираться на тему, а не только указывать на нее.

«Музыка» — это фильм действия без экспозиции, символы без шифра. Актеры играют с бесстрастным аффектом, говоря брехтовской отстраненной скороговоркой, напоминающей немецкий эпический театр, в то время как в тюрьме, где встречаются Йон и Иро, заключенные одеты в котурны, высокие деревянные сандалии, которые носили греческие актеры древности. Действительно, как и в случае с попурри исходной мифологии, Шанелек не следует формальным планам или цитирует какую-то одну музу, направляя смешение художественных вдохновений в стиль, который мы назовем «эпическим натурализмом» — и если этот термин кажется противоречащим, то само противоречие отражает строгий концептуальный проект режиссера.

Для Schanelec каждый кадр — это манифест — холст, который первоначально покрывается слоями смысла, который затем должен быть очищен и урезан, пока не останется ничего, кроме самых спартанских мазков. Независимо от того, насколько внешне это успокаивает, почти каждый кадр является продуктом строгой блокировки и хореографии, ставящей на каждом кадре своего рода Знак одобрения хорошего кинопроизводства, который делает пропасть между обдуманностью и непрозрачностью фильма еще более огромной. Тот факт, что и Шнайдер, и Бонитцер — французы, что Шанелек — немец, и что действие повествования (очень явно) происходит в Греции до еврозоны, не кажется счастливой случайностью, только удачи в том, чтобы совместить эти плавающие означающие в более связующая точка.

Это разочарование, без сомнения, является частью более широкого замысла Шанелек, открытой конечной точкой ее плана абстрагировать греческие мифы, приукрашивая их сверхспецифическими украшениями. Ключевое самоубийство (без спойлеров, но, эй, пьесе Софокла более 2500 лет) является наиболее мощным выражением этого формального подхода. Фиксированный план начинается с вида на море со стороны утеса, когда в кадре появляется пара человеческих ног. Они задерживаются на месте, дует ветер, и мимо проползает ящерица, взбираясь прямо на одну из ног. Ноги, наконец, делают шаг вперед, исчезая в бездне, в то время как мир природы продолжается, незаметный и неизменный.

Отдельный кадр, который длится максимум минуту, просто потрясающий. Почти двухчасовой фильм, сохраняющий ту же композиционную браваду, но без той же (почти элементарной) тематической ясности, — более сложная задача. Находясь между ловкостью режиссера и гиперспецифичностью во всех отношениях, бывшие мифические фигуры в конечном итоге теряют авторитет, падая на землю как слишком буквальное представление сверхопределенного стиля Шанелек — и не более того.

Оценка: Б-

Премьера «Музыки» состоялась в 2023 году. Берлин Международный кинофестиваль. Гильдия Кино выпустит его позже.

Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте здесь.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/2023/02/music-film-review-2023-oedipus-1234811937/

Берлинале-2023: Причудливая, злая философия «Сенеки» Малковича
Обзор «Первых павших»: память о тех, кто ушел
Our Sponsors
128 queries in 1,339/1,339 sec, 14.36MB
Яндекс.Метрика