Reviews

Рецензия на «Дугу забвения»: попытка остановить будущую волну

Фраза «дуга забвения» звучит апокалиптически, как будто она должна быть произнесена безошибочным голосом Вернера Герцога и сопровождаться серьезными заявлениями о конце всего сущего. «Дуга забвения», документальный фильм режиссера Яна Чейни, фактически демонстрирует обе эти вещи. Но они представлены в такой беззаботной, странной и заставляющей задуматься манере, что это не столько пугает, сколько веселит. И если вы продолжаете думать о катастрофах, это вполне естественно: Чейни повсюду строит буквально ковчег. (Каламбур!)

Потоп, приводящий к массовому вымиранию людей, является пра-апокалипсисом во многих древних текстах, но Чейни строит ковчег не для того, чтобы спасти человечество или говорить о Ное. Вместо того, что уходит, он думает о том, что можно спасти от какого-то безымянного, бесформенного будущего уничтожения. «Что из этого мира стоит спасти?» — спрашивает он закадровым голосом в начале фильма, это первый из многих полуриторических вопросов на протяжении всего фильма. Наняв плотника, чтобы построить ковчег размером с гостевой дом на заднем дворе сельской местности своих родителей в штате Мэн, он чувствует, что должен нам, а возможно, и им, кое-что ответить. Строит ли он ковчег, потому что исследует этот вопрос, или наоборот? И ожидает ли он какого-либо решения?

Я не думаю, что он это делает. Вместо этого он предлагает нам начать размышлять над вопросами о том, почему люди всегда хотят что-то сохранять, какие вещи можно спасти и что мы вообще знаем о времени, пространстве и постоянстве. «Дуга забвения» — документальный фильм, а это значит, что он рассказывает о жизни прямо сейчас, сохраняя это на будущее. Но Чейни также исследует значение самого архивирования, вопроса, который переносит его от Сахары до Альп, консультируясь с экспертом по керамике, палеонтологом, спелеологом (пещерным ученым), дендрохронологом (ученым, изучающим годичные кольца) и многими другими. у специалистов в областях, о которых я даже не подозревал, были свои имена. Каждый из них дает новый способ задуматься о том, почему и как человеческий вид пытается сохранить свои воспоминания, наряду с тщетностью этой задачи.

Чейни заинтересовался этим вопросом, потому что он кинорежиссер в эпоху цифровых технологий, а это означает, что у него есть груды жестких дисков со своими отснятыми материалами, которые можно легко уничтожить в результате стихийного бедствия или даже при помощи кисти с очень большим магнитом. Хранение ваших воспоминаний в относительно нестабильной форме — то есть, хранение ваших воспоминаний вообще (за исключением, как отмечает один эксперт, некоторых керамических изделий, которые в основном постоянны) — может, в свою очередь, вызвать некоторую нестабильность вашего чувства. себя. Кто ты без своих воспоминаний?

Я нахожу этот вопрос о постоянстве вещей захватывающим, особенно в эпоху, когда все легко утилизируется, и чем старше я становлюсь, тем более поразительным он становится. То, что поиски Чейни средних лет начались с его собственных цифровых видеозаписей, не является ошибкой. Возьмем, к примеру, пугающие заголовки о студиях. постоянно откладывать на полки свои собственные фильмы, а это значит, что мы их никогда не увидим. Раньше фильм мог быть уничтожен, если загорелась канистра с пленкой. Но есть что-то тревожное в том, что нажатие клавиши может свести на нет труд, который создавался годами с участием сотен участников. Мы живем в мире, в котором наши фильмы, фотографии, музыка и многое другое отделяются от полного исчезновения одним нажатием неправильной кнопки. Трудно не чувствовать, что нас так же легко могут удалить.

Но в этом нет ничего нового. Недавно я нашел в доме моего детства кассету с записью моего отца, который умер почти 18 лет назад, поющего написанную им песню. Я боялся это слушать, но не из-за эмоций, которые это могло вызвать. (Или потому, что я не уверен, где взять кассетный проигрыватель.) Я больше боюсь, что кассета, пролежавшая в коробке не менее двух десятилетий, могла распасться, оставив меня без его голоса. На данный момент я лучше оставлю ее неигранной, чем обнаружу, что потерял что-то ценное.

Говоря о голосе: ближе к концу «Ковчега забвения» появляется сам Херцог (который является исполнительным продюсером фильма), чтобы потусоваться в ковчеге с Чейни. Стоя в его корпусе, он читает «Озимандиас», знаменитый сонет Перси Биши Шелли, впервые опубликованный в 1818 году. Египетский правитель Рамзес II в пустыне. На статуе написано хвастливое заявление о том, что следует «Взгляни на мои дела, могущественные, и отчаяться!»

«Кроме того, ничего не осталось», — продолжает стихотворение, иронично заключая, что «вокруг распада» «далеко простираются одинокие и ровные пески». Величайшие произведения и воспоминания человека кажутся глупыми, когда их сравнивают с разрушительным действием времени. На данный момент это стихотворение продолжает упоминаться во всей поп-культуре (в частности, «Во все тяжкие» и «Стражи»), часто как способ указать на определенный вид высокомерия.

Такого рода высокомерие присуще любой попытке, которую мы можем предпринять, чтобы сохранить себя для будущего, и Чейни это знает. Большинство людей забыто, большинство произведений искусства уничтожено, большинство книг теперь непрочитаны. Но в своей попытке представить, почему и как мы пытаемся сохранить воспоминания, Чейни обнаруживает нечто прекрасное: мы хотим помнить не только себя, но и других людей, и именно это стоит за нашими усилиями. Он считает это обнадеживающим, основной частью того, что на самом деле значит быть человеком. Возможно, попытка сохранить гораздо более значима, чем успех этих усилий. Если Вселенная в конечном итоге движется к забвению, то важно то, что мы делаем сейчас.

Арка забвения
Без рейтинга. Продолжительность: 1 час 45 минут. В театрах.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2024/02/15/movies/the-arc-of-oblivion-review.html

Лиам Хемсворт идет на войну
Берлинале-2024: «Кукушка» Тилмана Сингера — еще больше ужасов
Tags: будущую, волну, Дугу, забвения, остановить, попытка, Рецензия
Our Sponsors
128 queries in 1,448/1,448 sec, 14.38MB
Яндекс.Метрика