Reviews

Рецензия на «Наполеон»: Неуклюжий, сварливый человечек

Когда ему было около 20 лет и он впервые посетил студию, где позже будет снимать «Гражданина Кейна», Орсон Уэллс, как говорят, сравнил фильмы с лучшим электропоездом, который только мог быть у мальчика. Уэллс является определяющим источником вдохновения для Ридли Скотта, который наиболее известен своими монументально масштабными историческими эпосами, такими как «Гладиатор» и «Царство Небесное». В этих фильмах, как и в его последнем спектакле, «Наполеон«Скотт играет, развивая метафору Уэллса дальше, с самыми большими составами поездов, которые только можно себе представить — гигантскими, красивыми, блестящими машинами, которые могут, по очереди, транспортировать и сокрушать вас. Он любитель хэви-метала.

«Наполеон» — очень большой фильм, как и следовало ожидать, учитывая, что сюжет его названия следует от кровавого бреда Французской революции до полей сражений в Европе, Африке и, что катастрофически, в России. Однако еще более поразительно то, что фильм часто бывает эксцентричным, а иногда и эксцентрично забавным. Вы ожидаете от Скотта изысканного мастерства и техники, а также удовольствия от создания зрелищных фильмов в их самом широком проявлении. Вы ожидаете веса, серьезности, а не громкого фырканья, что, я думаю, объясняет, почему во время просмотра фильма мне вспомнилась аксиома Карла Маркса о том, что история — это сначала трагедия, а затем фарс.

Действие происходит в Париже в обстановке конвульсии насилия, называемой Террором, с волнами кричащих толп и металлическим шипением падающего лезвия гильотины. Аристократы теряют голову (Скотт воссоздает одну казнь с кровавым правдоподобием), а Наполеон Бонапарт — завораживающий, неуклюжий и неуклюжий Хоакин Феникс — вскоре получит выгоду от хаоса. Вскоре история получила дальнейшее развитие, и теперь Наполеон находится в портовом городе Тулон на юге Франции, где он стратегически разбивает англо-испанский флот, захвативший город.

Скотт описывает ранний приход Наполеона к власти с помощью смелых образов и резкой повествовательной экономии, ярко изображая исторический момент со сценами как внутри коридоров революционной власти (входит Робеспьер), так и с растущей анархией на улицах. Возвышению Наполеона на этом этапе во многом способствует политик Поль Баррас (Тахар Рахим), ловкий деятель с миролюбивым выражением лица терпеливо затаившегося хищника и неизбежным аристократическим высокомерием. Все обращаются друг к другу как «Гражданин», что в случае Барраса выглядит как версия перформативной политкорректности XVIII века. Вместе Баррас и Наполеон укрепляют свои позиции. Выход Робеспьера.

Жозефина (прекрасная Ванесса Кирби) появляется вскоре после этого, привлекая внимание Наполеона (ее декольте помогает) и открывая вторую сюжетную линию истории. Жозефина, вдова, чей муж потерял голову во время террора, недавно была освобождена из тюрьмы. Это испытание оставило у нее короткие взлохмаченные волосы и очень острое чувство самосохранения. Совершенно непонятно, что она на самом деле видит в Наполеоне, кроме его мундира, растущей репутации и очевидного интереса к ней. Она (относительно) бедна для светской женщины и у нее есть дети, поэтому отчаяние играет свою роль, хотя фильм предполагает, что на самом деле Жозефина видит власть.

После появления Жозефины фильм вскоре разделяется на две линии действия: одна связана с военными кампаниями Наполеона, а другая — с отношениями пары. Такая двойная структура сюжета — знакомый шаблон старого Голливуда, в котором есть две переплетающиеся нити — включая приключения и романтика — которые вместе все завершают. Что необычно, так это то, насколько отдельными остаются линии действия в «Наполеоне» и как они не столько взаимосвязаны, сколько идут параллельными путями. Когда Наполеон не противостоит австрийцам, британцам и русским, он борется с Жозефиной, которая раздражает его почти так же сильно, как герцог Веллингтон (забавный Руперт Эверетт).

Написанный Дэвидом Скарпой, фильм рассказывает о неустанном восхождении Наполеона к деспотической власти (он коронует себя императором) на фоне политических интриг, кровавых сражений и периодических поспешных ссор с Жозефиной, которая неизменно унижает его. Он маленький человек, регулярно напоминают вам, и его отношения с Жозефиной (которая вскоре по понятным причинам заводит любовника) делают его меньше. Периодические фрагменты текста де-факто служат заголовками глав, обосновывая хронологию истории и объявляя о следующем пожаре. Исторические личности приходят и уходят (Пол Рис играет Талейрана), но по большей части фильм рассказывает о сложностях революции и правления Наполеона, а также о причинах, по которым Франция была охвачена бесконечными сражениями на стольких фронтах.

Сцены войны необычны, энергичны, мучительны и совершенно гротескны. Огромный масштаб некоторых из этих сражений придает им интуитивную силу, равно как и сложная постановка Скотта и использование массы актеров и лошадей. С помощью пушечных выстрелов, клубов дыма, звуков и звуков армий людей, мчащихся по полям навстречу своей смерти, он передает безумие войны, ее жар и ужас. По мере того, как мрачные бои продолжаются, а количество жертв растет, абсолютная трата всего этого становится ошеломляющей, и именно поэтому, я думаю, Скотта так не интересует хваленый военный гений Наполеона.

«Наполеон» неизменно удивляет, отчасти потому, что он не соответствует условностям господствующей исторической эпопеи, что особенно верно в отношении его поразительного, непреклонно неромантизированного главного героя. (Фильм также не всегда соответствует историческим данным, и некоторые могут не согласиться с изображением битвы при Аустерлице.) В первых сценах Наполеон кажется еще одним молчаливым, пугающе изменчивым, загадочно поврежденным и жестоким персонажем Феникса. Мужчины. Разница в том, что этот Наполеон с его раздутым лицом, хмурым взглядом и всепоглощающими потребностями часто напоминает не что иное, как злобно-раздражительного ребенка, чья жестокость и патологическое тщеславие делают ужас, который он высвобождает, пугающе знакомым.

Наполеон
Рейтинг R за напряженные сцены войны. Продолжительность: 2 часа 38 минут. В театрах.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/11/22/movies/napoleon-review-ridley-scott.html

Рецензия на книгу Раду Джуде «Не ждите слишком многого от конца света»
Монстр ревет громче, чем когда-либо
Tags: Наполеон, Неуклюжий, Рецензия, сварливый, человечек
Our Sponsors
127 queries in 1,271/1,271 sec, 23.16MB
Яндекс.Метрика