Interviews

Спайк Ли о своих фильмах 90-х и борьбе за Малкольма Икса

Неделя 90-х: Режиссер рассказывает IndieWire, как он объединил все, что узнал о кино, политике, поведении и культуре, в один 201-минутный коктейль Молотова эпического кинопроизводства.

Сценарист, продюсер и режиссер Спайк Ли пришли в горячие 1990-е. После критического и коммерческого триумфа своего шедевра 1989 года «Делай как надо» он начал десятилетие с изысканного джазового фильма «Mo’ Better Blues» (1990) и продолжил темп с провокационным, яростным и веселым фильмом 1991 года «Джунгли». Высокая температура.» Все эти три фильма были сняты для Universal со скромными бюджетами, и все они были успешными по сравнению с этими бюджетами, но для своего следующего фильма Ли был готов пойти на матрасы. Он взял перерыв в Universal, чтобы снять фильм в Warner Bros., студии, которая владела правами на проект, который Ли мечтал снять, когда был студентом-киноведом: «Автобиография Алекса Хейли». Малькольм Икс».

Возможно, Ли не был готов взяться за фильм такого размаха и амбиций, когда учился в Нью-Йоркском университете, но осенью 1991 года он был более чем готов — он был полон решимости. Когда он прочитал, что Норман Джуисон — режиссер, которым он восхищался, но который, по мнению Ли, мог упустить некоторые нюансы путешествия Малкольма, — был назначен режиссером фильма, Ли выступил против этой идеи в прессе. Его смелость вызвала некоторую критику, но также позволила режиссеру встретиться с Джуисон и продюсером Марвином Уортом, и все вместе они согласились, что Ли был подходящим режиссером для этой работы.

Связанный

Связанный

Результатом стал один из величайших американских фильмов не только десятилетия, но и века, в котором Спайк Ли излил все, что он узнал о кино, политике, поведении и культуре, в один 201-минутный коктейль Молотова эпического кинопроизводства. Красноречивое и интимное исследование характера, а также широкий портрет Америки во второй половине 20-го века, это было подтверждением гениальности Ли, но в то же время его самой скромной работой на сегодняшний день в ее смирении перед своим предметом.

Часть огня и ярости фильма, несомненно, исходила от обстоятельств, в которых он был снят. У Ли были гораздо менее гармоничные отношения с власть имущими в Warner Bros., чем в Universal, и на протяжении всего фильма возникали многочисленные ссоры, кульминацией которых стал период, когда компания по облигациям закрыла фильм и забрала его. из рук Ли. Однако режиссёр остался непреклонен, направив ту же пламенную решимость, которая определила его сюжет.

«Малкольм Икс»

Ворнер Браззерс.

Накануне 30-летия фильма (которое будет отмечаться роскошными релизами 4K и Blu-ray от Критерий)Спайк Ли поговорил с IndieWire о том, что потребовалось для реализации его видения.

Этот разговор был сжат и отредактирован для ясности.

IndieWire: Я недавно перечитал вашу книгу о создании «Малкольма Икс», и кажется, что вы боролись с сопротивлением и препятствиями на каждом этапе пути, от студии до различных групп и других людей, у которых были свои, очень разные представления о Каким должен быть фильм о Малкольме Икс. Как сделать отличный фильм со всем этим?

Спайк Ли: Ну, тебе просто нужно оставаться сосредоточенным. Я знал, что туда придут люди и группы, которым не понравится, что я сценарист и режиссер, и я понимал, насколько глубоко эти люди относятся к Малкольму Икс. [Producer] Марвин Ворт был в бою намного, намного дольше меня, и на самом деле он один из невоспетых героев фильма. Он купил права у Алекса Хейли несколько десятилетий назад и сменил несколько режиссеров и сценаристов, чтобы сделать это. Я также должен поблагодарить моего брата Нормана Джуисона, который был к этому привязан и чьи фильмы мне всегда нравились, когда я рос, особенно «В разгар ночи». У Нормана был концерт, и ему не нужно было отступать. Он любезно позволил мне взять на себя управление, и я должен поблагодарить его и послать ему любовь за это.

«Малкольм Икс»

Ворнер Браззерс.

Так что я знал, что на одной стороне против меня были люди и их специфические чувства, но было и препятствие в виде бюджета. Все знали — я сам, [Warner heads] Боб Дейли и Терри Семел, облигационная компания и Марвин — все знали, что утвержденного бюджета недостаточно, чтобы закончить фильм. Этого было достаточно, чтобы завершить производство, но не закончить. Все это знали, это не было неожиданностью. Мы с Марвином все еще думали, что нам нужно двигаться вперед, думая, что не бывает полубеременных. Но все знали, что придет ужасный день, когда случится что-то плохое. Этот день настал, когда компания по выпуску облигаций разослала заказные письма всем, кто занимался пост-продакшеном, включая моего великого, великого редактора Барри Брауна, в которых говорилось, что в их услугах больше нет необходимости.

Какие обстоятельства привели к этому?

План был такой: осенью снимать, потом перерыв на каникулы, потом ехать в Южную Африку и Египет. Прямо перед праздниками облигационная компания и Warner Bros. пришли с предложениями еще больше урезать бюджет. Вместо того, чтобы снимать в пустыне Сахара, они хотели снимать на берегу Джерси в январе, что было безумием. Мы отговорили их от этого и поехали в Египет, а потом на рейсе из Каира в Йоханнесбург возникла угроза взрыва. Это произошло, когда мы были в воздухе, поэтому нам пришлось приземлиться в Найроби, пока они обыскивали самолет в поисках бомбы. В Йоханнесбурге для нас была запланирована грандиозная приветственная вечеринка, но мы задержались на четыре или пять часов, так что, когда мы приехали, там осталось где-то два человека.

«Малкольм Икс»

Ворнер Браззерс.

Мы пришли домой и продолжили монтаж, и в день вынесения приговора Родни Кингу мы показали монтаж Бобу Дейли и Терри Семелу. Это было сюрреалистично – мы показываем им первую версию «Малкольма Икса», а Лос-Анджелес в огне. К их чести, они высидели все это, и это длилось четыре часа. Их помощники приходили и давали им письменные сообщения о том, что происходит, и было бы совершенно понятно, если бы они говорили: «Спайк, ты знаешь, что происходит. Нам нужно выбраться отсюда и вернуться домой». Но они остались, поэтому я должен отдать им должное за это.

У Warner Bros. всегда были проблемы с длиной. Они не думали, что это должно быть три часа. Но я знал, когда мы снимали, что у Оливера Стоуна выходит «JFK», и я спросил Боба: «Как долго это «JFK»?» Он сказал, что два часа. Он не знал, что мы с Оливером друзья, поэтому я позвонил Оливеру и спросил его: «Как долго длится «JFK»?» Он сказал: «Спайк, уже три часа, но не говори им, что я так сказал!» Я чувствовал, что если эта тема оправдывает три часа, то и Малкольм Икс тоже. Мне нужно было это время, чтобы показать эволюцию персонажа и все роли, которые он сыграл. Когда я отказался сократить фильм до двух часов, Warner Bros. позволила облигационной компании взять фильм на себя.

«Малкольм Икс»

Ворнер Браззерс.

Так как же вы восстановили контроль?

Я уже вложил в фильм миллион долларов своей зарплаты, и мне нечего было больше вкладывать, так что мы зашли в тупик. Я продолжал думать о Малкольме и о том, как Малкольм говорил об уверенности в себе и самоопределении, и эти слова продолжали крутиться в моей голове, пока меня не поразила молния: я знаю некоторых чернокожих, у которых есть деньги! И у меня есть их телефоны. Сложность заключалась в том, что если я попрошу денег, это будет подарок — они не получат долю в фильме, это не может быть списание налогов. Я составил список, и первым, кому я позвонил, был Билл Косби. Он сказал: «Позвольте мне отправить его по почте», и я сказал: «Нет, я сейчас приду к вам в коричневый камень». Я зашла в метро, ​​постучала в дверь, а он стоит там с чеком в руке. Он сказал: «Спайк, хочешь войти?» и я сказал: «Нет, мне нужно идти, но спасибо за чек». Я обняла его и побежала в банк с чеком.

Это было давно, так что это, вероятно, неправильный порядок, но Пегги Купер Кафриц, Трейси Чепмен, Джанет Джексон, Опра Уинфри и Принс все дали. Каждый раз, когда я получал «да», я просил больше денег, пока в списке не осталось два человека. Предпоследним человеком был Мэджик Джонсон, а после Мэджика был еще один человек. Коза. Майкл Джордан. Как вы хорошо знаете, Майкл очень конкурентоспособный человек, поэтому я проговорилась, как много Магия дала мне. [laughs]. Единственная просьба, которую все сделали, заключалась в том, чтобы я не раскрывал, сколько они дали, и это пойдет мне в могилу. Благодаря этим индивидуальным подаркам от видных афроамериканцев, которые понимали важность фильма, я смог заплатить съемочной группе и продолжить монтаж. Затем, в день рождения Малкольма Икса, мы провели пресс-конференцию, на которой объявили, что все эти великие, великие афроамериканцы внесли свой вклад в создание фильма, и на следующий день Warner Bros. забрала фильм у облигационной компании и начала финансировать пост-продакшн.

«Малкольм Икс»

Ворнер Браззерс.

Это немыслимо как двухчасовой фильм. Вам нужен этот эпический размах, как в «Лоуренсе Аравийском».

Забавно, что вы упомянули «Лоуренса», потому что великий оператор-постановщик Эрнест Дикерсон, который снимал все мои фильмы, начиная с Нью-Йоркского университета, пока сам не стал прекрасным режиссером с «Джусом», и я оба большие поклонники Дэвида Лина. Во время пре-продакшена был перевыпуск «Лоуренса Аравийского» в Ziegfeld and Ernest, и я пошел его посмотреть. Это был такой великий, великий, великий театр… это уголовное дело, что Зигфельд превратили в бальный зал. Так или иначе, мы преследовали Дэвида Лина все время, пока снимали «Малкольма Икса», думая о «Лоуренсе», «Докторе Живаго» и моем втором любимом после «Лоуренса» «Мосте через реку Квай». Вот почему мы начинаем фильм с того длинного кадра с краном. Мы должны были дать людям понять, что это эпический фильм! С прыжка! С самого начала идти! Мы опускали перчатку.

Считаете ли вы, что каким-то образом все испытания проникли в ДНК фильма и придали ему силу и мощь, которыми он обладает?

Вот в чем дело. Я не был наивен. Я знал, что это будет нелегко – будет тяжело просто морально и физически делать фильм, даже без всех остальных ахинеи. Но я был готов к вызову. Все перед и за камерой знали ставки, но мы не собирались убегать от этого. Я знаю, что вы слышите от меня много спортивного жаргона и клише, но каждый привнес свою лучшую игру. И вот в чем дело: это никогда не обсуждалось. Мне не нужно было давать какие-то Кнут Рокне, Винс Ломбарди, Бёрджесс Мередит в «Рокки» речи. Это было не нужно. Мы знали, в чем дело. Мы знали, насколько это важно. Нам не нужно было об этом говорить.

Эта статья была опубликована в рамках журнала IndieWire.Неделя 90-х зрелищный. Посетите нашу страницу Недели 90-х, чтобы узнать больше.

Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте здесь.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/2022/08/spike-lee-90s-movies-malcolm-x-1234752755/

Gregg Araki Was ‘Born At The Right Time’ to Ignite Punk Rock Cinema
Билл Дьюк о фильмах 90-х, Deep Cover и Sister Act 2
Our Sponsors
127 queries in 1,424/1,424 sec, 15.4MB
Яндекс.Метрика