Interviews

Билл Дьюк о фильмах 90-х, Deep Cover и Sister Act 2

Неделя 90-х: Культовый актер и режиссер о прыжках веры, которые сделали его одним из самых важных голливудских режиссеров десятилетия.

«Великие актеры падают во тьму задом наперёд» Билл Дьюк любит говорить, цитируя своего раннего учителя, который предположил, что прыжок веры, необходимый для того, чтобы кто-то стал тем человеком, которого он представляет себе, требует чувства веры в себя, достаточно сильного, чтобы преодолеть страх перед неизвестным. Дюк не только постоянно делал это на протяжении более чем 40-летней карьеры актера-режиссера, он делал это с беспрецедентной степенью мастерства и изящества.

В то время как киноманы и случайные поклонники могут быть знакомы с играми Дюка в таких фильмах, как «Хищник» и «Общество 2», мало кто осознает полное влияние его вклада за камерой в 90-х, когда он добился успеха серией основные и продолжительные работы, которые варьируются от «Ярости в Гарлеме» до мастерского нео-нуара».Глубокое укрытие» на любимую толпу «Sister Act 2: Back in the Habit». Это период времени, который олицетворяет то, как Дюк помог изменить то, каким может быть черный фильм.

Связанный

Связанный

И все же его имя редко упоминается рядом со Спайком Ли, Джоном Синглтоном, братьями Хьюз или Джули Дэш в дискуссиях о самых важных чернокожих режиссерах десятилетия. Может быть, потому, что он не принадлежит какой-то одной эпохе? Его актерская карьера в кино началась с хита Blaxploitation «Автомойка»; его карьера на телевидении совпала с восхождением афроамериканских кинематографистов в 1980-х годах — теперь это известно как восстание в Лос-Анджелесе — во время которого он руководил эпизодами «Даллас» (что сделало его первым афроамериканским режиссером, сделавшим это) и «Фэлкон Крест»; Пик его режиссерского успеха пришелся на Черную новую волну 1990-х, когда он также снимал фильмы с участием белых, такие как автомобиль Olympia Dukakis «The Cemetery Club».

«В те дни, если вы были темнокожим режиссером, вы должны были делать только проекты, ориентированные на чернокожих», — сказал Дюк IndieWire во время недавнего интервью по видеосвязи из своего дома в Лос-Анджелесе. «И я хотел вырваться [of] ту коробку».

Родом из Покипси, штат Нью-Йорк, Дюк был сыном родителей из рабочего класса, которые изначально не поддерживали выбранную им профессию. Их сдержанность изменилась, когда они увидели, как он играет Абдуллу, чернокожего мусульманина-революционера, работающего в титульном бизнесе режиссера Майкла Шульца «Автомойка». «Абдулла был гордым чернокожим. думаю после этого [my parents] понял, что я серьезный актер и что я не просто брал роли, чтобы быть забавным или юмористическим. Но то, что я серьезно относился к своему ремеслу», — сказал Дюк.

Уже будучи выпускником Школы искусств Тиша в Нью-Йоркском университете, Дюк воспользовался своим ранним успехом в кино, чтобы поступить в Американский институт киноискусства. К началу 1980-х он был режиссером эпизодов крупных шоу, таких как «Приземление узлов», «Даллас» и мыльной оперы «Фэлкон Крест». Как один из немногих чернокожих режиссеров на телевидении, Дьюк столкнулся с ужасным расизмом. Когда он возвращался к своему трейлеру, возница однажды назвал его «н****р». Герцог столкнулся с мужчиной, который отрицал, что произносил ругательство, только для того, чтобы он снова использовал его, как только он повернулся спиной.

Еще один расистский инцидент произошел на съемках «Фэлкон Крест», когда съемку прервал шум, доносившийся из кухни. Первый AD отклонил просьбу Герцога утихомирить грохот, вместо этого сказав Герцогу сделать это самому.

«Обычно я довольно спокоен, потому что сталкивался с подобными вещами несколько раз. Но в тот день я был немного нетерпелив», — сказал Дьюк. — Поэтому я бросился к нему. Ведущая актриса Джейн Вайман, зная о потенциально изменяющих карьеру последствиях такого скандала на съемочной площадке, схватила Дюка за руку, чтобы остановить его. Когда все вернулись с обеда, она уволила Первого AD.

Герцог часто благодарит своих сторонников за свои успехи. Он также хвалит свое раннее влияние, такое как Оскар Мишо, чьи фильмы научили его рассказывать истории, и Сидни Пуатье, который вдохновил его как одного из немногих черных кинозвезд Америки. «Когда на экране появился Сидни Пуатье, он был героем. Он был похож на меня по цвету лица и всему остальному. Мои друзья, похожие на меня, мы чувствовали, что чего-то стоим, потому что кого-то вроде нас прославляли во всем мире», — сказал Дюк.

Вот почему его случайная встреча с Пуатье в ресторане Беверли-Хиллз так много значит для него. «Я был с молодой леди, пытаясь произвести на нее впечатление. Входит Пуатье и говорит: «Рад вас видеть. Подойди сюда. Я должен поговорить с тобой», — вспоминал Дьюк. Когда молодой актер объяснил Пуатье, что обедает, Пуатье ответил: «Думаю, вы меня не слышали».

Это помогло. «Я буквально встал из-за стола, ушел от барышни, на которую пытался произвести впечатление, и просидел с ним минут 15. Я никогда не забуду этот момент», — сказал Дьюк. Во время их разговора Пуатье попросил у Герцога совета, как справиться с предрассудками, с которыми он столкнулся.

В 1984 году Дюк сделал скачок к режиссуре фильмов с «Этажом смерти». История борьбы межрасового чикагского профсоюза мясоперерабатывающих предприятий за свои трудовые права. Этот фильм демонстрирует некоторые характеристики, которые определяли блестящую производительность Дюка в 1990-е годы, в частности, благодаря тому, что он сосредоточился на том, как коммерция может вбить клин между черными и белые люди, (де)гуманизация чернокожих и важность формирования мультикультурных сообществ.



В то время как эти пронзительные темы получили дальнейшее развитие во втором полнометражном фильме Дюка «Ярость в Гарлеме» с Форестом Уитакером, Грегори Хайнсом и Робином Гивенсом в главных ролях, они полностью проявились в суровом, но стильном классическом неонуарном фильме Дьюка 1992 года «Глубокое прикрытие».

«Глубокое прикрытие» рассказывает об агенте Управления по борьбе с наркотиками Стивене Расселе (Лоуренс Фишберн), который работает под прикрытием в наркобизнесе Лос-Анджелеса в надежде положить конец эпидемии крэка. Под видом дилера Рассел быстро заводит дружбу с Дэвидом Джейсоном (Джефф Голдблюм), еврейским адвокатом картелей, пытающимся выжить самостоятельно, продавая синтетический наркотик, который, по его мнению, превзойдет крэк. По мере того, как он все глубже погружается в преступный мир, Стивен видит систематические неудачи, стимулирующие торговлю наркотиками, и начинает ценить свое собственное соучастие в этом. За эти прозрения приходится платить, поскольку Стивен постепенно превращается в преступника, которого он всегда презирал, попутно теряя свою личность.

«Глубокое прикрытие» остается дальновидным из-за того, как он ниспровергает другие двухрасовые мужские пары, такие как «Непокорные» и сериал «Смертельное оружие», которые просто использовали своих персонажей как пути к расовой гармонии. Дюк чувствовал, что это было бы легким плодом после жестокого нападения, которое Родни Кинг получил от рук полиции Лос-Анджелеса.

В его фильме Стивен и Дэвид — несовершенные и полностью реализованные люди, путешествующие по разнообразному и обширному городскому пейзажу. Герцог и оператор-постановщик Боян Базелли использовали красное и зеленое освещение, чтобы подчеркнуть опасность и жадность, которые, соответственно, характеризовали этих персонажей. Дьюк использовал этот реализм в мощном исследовании двойственности в американской полиции, с «Глубоким прикрытием», заглядывающим за маски, которые отделяют правосудие и коррупцию, преступника и осведомителя, полицейского и преступника, черное и белое.

Еще одна причина, по которой «Deep Cover» работает так хорошо, заключается в непоколебимой игре Фишбёрна. Дьюк и актер, которого он называет «Рыбка», совместно выводили Рассела на экран с помощью чтения таблиц, чтобы решить, каким они хотят видеть этого персонажа. «Не так много актеров, которые стать персонаж, — сказал Дьюк. «Они не действуют. Они фактически отдаются душе человека, которого играют. Когда Фиш приходит на съемочную площадку, он и есть этот человек. Он не приходит на съемочную площадку, разговаривая, как Фиш. Он на самом деле приходит на съемочную площадку в качестве этого персонажа. И это блестяще».



Вместо того, чтобы использовать известность, которую он заработал, сняв «Глубокое прикрытие», чтобы прокатиться на волне жестоких «городских» фильмов (и насладиться дальнейшим признанием, которое, вероятно, последовало бы за этим), Дюк развернулся в совершенно другом направлении, взяв на себя роль еврейской комедии в « Кладбищенский клуб». В экранизации одноименного спектакля в главных ролях Эллен Берстин, Олимпия Дукакис, Дайан Лэдд и Дэнни Айелло сыграют овдовевших супругов, которые связывают себя утратой, душевной болью и запоздалой любовью. Его юмор глубоко еврейский, очень язвительный и не похож ни на что, что можно было бы ожидать от чернокожего режиссера 1990-х годов.

Дьюк сознательно взялся за этот проект, чтобы выйти за рамки, которые чувствовали другие афроамериканские режиссеры. На самом деле, когда съемки закончились и начался пресс-тур, режиссера засыпали вопросами, почему он, чернокожий, взялся за фильм с белым центром. Когда Дюк упомянул Спилберга, режиссёра «Пурпурного цвета», те же сценаристы просто ответили: «Это другое».

Что самое болезненное для режиссера, так это то, как неосознанно возникают такие микроагрессии. «Раньше я думал, что это было сделано намеренно, — сказал Дюк. «Но это запрограммировано. Они не пытаются вас оскорбить или что-то в этом роде, но они так себя чувствуют».

Вы можете сделать то же самое с фильмом 1993 года «Сестра Акт 2: Вернуться к привычке», фильмом, который сумел стать самым кассовым хитом Дюка (собрав 125 миллионов долларов по всему миру), а также его самым большим критическим провалом (в настоящее время он имеет 19-процентный рейтинг). «Свежий» рейтинг на Rotten Tomatoes).

Это все еще сбивает с толку, как сиквел, в котором было так много интересного, был так легко отклонен. Первая часть стала бесспорным мегахитом, заработав 231,6 миллиона долларов при бюджете в 31 миллион долларов. И его звезда — несравненная Вупи Голдберг, тогда на пике своей славы — вернулась, чтобы повторить свою роль в сиквеле, когда оригинал был еще свеж в памяти людей. Так почему же он не имел успеха у критиков?

Чудесно названный «Возвращение к привычке» отличается от своего предшественника в нескольких аспектах: в отличие от оригинала, это не история о чернокожей женщине, пришедшей спасти белых монахинь. В его центре находилась католическая школа Сан-Франциско, находящаяся на грани закрытия, которую спас ее многорасовый, в основном чернокожий студенческий хор. Его также возглавлял афроамериканец в то время, когда бюджеты студий редко были доступны чернокожим режиссерам («Акт сестры» был снят белым Эмилем Ардолино).

В сиквеле было представлено прорывное выступление Лорин Хилл до ее известности в Fugees, в которой она сыграла талантливого подростка, чьи мечты о профессиональном пении раздавлены ее мамой из рабочего класса ( Шерил Ли Ральф ). С того момента, как Дюк встретил Хилл, он знал, что она звезда. «Она просто взорвала все прослушивания, — сказал он. «Я имею в виду, когда она пела, когда снималась в сценах, она была очень молода, но как актриса она была очень зрелой».

Хилл отступила в свою роль, как Фисберн в Стивена Рассела. «Опять же, мы говорили с ней перед сценой, а потом, когда она прошла прослушивание, она стала тем человеком. Вы видели этот переход», — вспоминал Дьюк. «Как будто она знала, что она та самая».

Для режиссера фильм не просто предоставил возможность показать, на что он способен с большим бюджетом. Это дало ему возможность собрать вместе детей разного цвета кожи и происхождения, классов и культур в фильме, в котором их личности не использовались в качестве социальных показателей. В этом отношении «Back in the Habit» преуспевает на всех уровнях: от душераздирающего исполнения «Oh Happy Day» до импровизированных шуток — например, когда Вупи приклеивается к стулу — и финальной сцены, которая останавливает шоу. Наполненное хмелем исполнение «Joyful, Joyful», трогательная история яркая и живая именно потому, что она не пытается сознательно решить проблему расизма через единство. Он объединяет просто существуя.

В то время как «Сестра Акт 2» достиг культового статуса семейного фаворита, критическое неприятие его и то, что он говорит о способности белых критиков принимать фильмы чернокожих, не снятые на фоне травмы, все еще вырисовываются. «Я думаю, что черный режиссер, делающий что-то такого масштаба, не обязательно был приемлем в те дни», — сказал Дьюк. «В те дни я никогда не собирался пользоваться таким же уважением, как оригинал».

Герцог завершил десятилетие фильмом «Бродяга», в котором он снова объединился с Фишберном в историческом гангстерском фильме, действие которого происходит в Гарлеме в 1930-х годах. Несмотря на обширное повествование, похожее на «Однажды в Америке» Серджио Леоне, и захватывающее представление, воплотившее в жизнь его историю, фильм получил смешанные отзывы как критиков, так и зрителей.

Тем не менее, он стал творческим подъемом для Дюка, когда он завершил 90-е, до такой степени, что он считает его — наряду с «Яростью в Гарлеме» и «Под прикрытием» — фильмом, которым он больше всего гордится. «С точки зрения людей, которые действительно увидели мое видение и мои убеждения в кино, это были те, которые действительно транслировались», — сказал он.

С тех пор Дюк колебался между актерской игрой — он появился в таких фильмах, как «Мэнди», «Высоколетящая птица» и «Никаких внезапных движений» — и режиссурой. Сейчас он работает над фильмом о массовых убийствах в Талсе, штат Оклахома, под названием «Гринвуд», и над фильмом «Тренировать с любовью» о вдохновляющих отношениях между тренером и его учениками-мусульманами.

Он также развивает свою сеть Younite Network, онлайн-новостной видеопроект, в котором публикуются воодушевляющие сегменты, касающиеся афроамериканцев. Со всем насилием против чернокожих, которое произошло и все еще происходит, Дюк хочет дать надежду молодым чернокожим сегодня. «Просто тяжело смотреть, что происходит с нашими молодыми мальчиками и девочками, но в основном с молодыми чернокожими мужчинами в наши дни», — сказал Дюк. «Я родом из городка под названием Покипси, штат Нью-Йорк. Они получили грант на сумму более ста миллионов долларов. И большая часть этих денег ушла на строительство тюрьмы».

Борьба за назидание чернокожим в искусстве — тем самым предоставляя более широкой аудитории обоснованные образы афроамериканцев — отчасти является движущей силой Черной Новой волны 90-х в течение десятилетия, которое никогда не переставало ощущать отголоски нападения Родни Кинга. «Если вы посмотрите на Спайка [Lee] и Джон Синглтон, и люди той эпохи, они рассказывали истории о нашем сообществе», — сказал Дюк. «Таким образом, та эпоха дала нам совершенно новую возможность видеть себя на экране так, как мы никогда раньше не видели. Нас считали просто бандитами, убийцами и просто плохими людьми. Когда они показали семьи этих молодых людей и когда они показали человечность сообщества, это стало большим прорывом».

Хотя эти фильмы, особенно работа Дюка, стали крупным прорывом, режиссер знает, что битва еще не окончена. В то время как современное чернокожее кинопроизводство — политически значимое и духовно яркое — переживает возрождение среди критиков и в прокате, а фильмы 90-х оцениваются с точки зрения их мастерства и важности («Глубокое прикрытие», например, недавно было добавлено к Criterion Collection), нет никаких гарантий, что изменения останутся навсегда. Дюк видел, как эти пики приходят и уходят раньше, от Blexploitation до Black New Wave. Сегодня все по-другому?

«Я думаю, что в конечном счете, если эти фильмы принесут деньги, они будут здесь какое-то время», — сказал Дьюк. «Если они перестанут зарабатывать деньги, что ж, это называется «шоу-бизнес», верно? Или, как его следует называть, «бизнес-шоу».

Каким бы ни было будущее, записи всегда будут свидетельствовать о том, что в 90-е Дюк изменил черное кино вместе с ожиданиями киноиндустрии от людей, которые его создали. Он сделал это, не пойдя по обычному пути, а скорее поместив чернокожих в неожиданные жанры, такие как нуар, мюзиклы и исторические гангстерские фильмы, и в то же время руководя разнообразными повествованиями.

Он остается самым недооцененным режиссером десятилетия — он исследует сложные социальные темы, сотрудничает со своими актерами в потрясающих постановках и привносит абсолютный реализм в часто сенсационные истории — с, казалось бы, легкой грацией. «Я хочу, чтобы они думали обо мне как о режиссере, который хотел иметь возможность говорить о проблемах, актуальных во всем мире», — сказал Дьюк. «И как актер, играющий роли, которые придали человечности чернокожим».

Эта статья была опубликована в рамках журнала IndieWire.Неделя 90-х зрелищный. Посетите нашу страницу Недели 90-х, чтобы узнать больше.

Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте здесь.

Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/2022/08/bill-duke-90s-movies-deep-cover-sister-act-2-1234753058/

Спайк Ли о своих фильмах 90-х и борьбе за Малкольма Икса
Хлоя Севиньи о фильмах 90-х, «Дети» и «Последние дни дискотеки»
Our Sponsors
131 queries in 1,389/1,389 sec, 15.41MB
Яндекс.Метрика